Панкова Е.В.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ “ИНФОРМАТИКИ” КАК НАУКИ:

ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ

Процесс информатизации современного общества требует подготовки особых специалистов в области работы с информацией. Это требование нашло отражение в ГОСТе высшего профессионального образования по подготовке специалистов-информатиков межотраслевой специальности “Информационные системы (по областям применения)”. В рамках реализации стандарта образования необходима разработка учебно-методической документации, уточнение профессиограммы специалистов-информатиков в области библиотечного дела. В этом свете особое значение приобретает решение проблем теоретического характера. Одним из важных вопросов является уточнение определения термина “информатика”. В этой связи весьма интересно проследить становление современных точек зрения.

Первое общепринятое определение “информатики” в нашей стране сложилось в 1966 г., когда вышла монография А.И. Михайлова, А.И. Черного, Р.С. Гиляревского “Основы информатики”. Позднее это определение было включено в БСЭ и широко распространилось в учебной и научно-популярной литературе. В 1998 г. Р.С. Гиляревский в курсе лекций “Основы информатики” расширил объект изучения информатики и определил информатику как “научную дисциплину, изучающую структуру и общие свойства семантической информации. В западных странах подобная наука получила название документалистики.

К началу 70-х гг. в науке складывается концепция “социальной информатики” “как обобщающей науки по отношению ко всему комплексу дисциплин социально-коммуникативного цикла”. У истоков этой концепции стояли преподаватели Ленинградского государственного института культуры им. Н.К. Крупской (Соколов А.В., Блюменау Д.И.).

В США в это время формируется когнитивная наука (cognitiv science), которая занимается “изучением мышления и всей интеллектуальной духовной деятельности под углом зрения компьютерной метафоры, компьютерного моделирования и стимулирования”. В современное время основой этой науки стала разработка искусственного интеллекта.

Параллельно с развитием компьютерной техники и информационных технологий в Европе происходит становление нового научного направления, получившего в 1966 г. во Франции название “informatique”, а в США и англоязычных странах “computer science”. Согласно определению, введенному Французской Академией, информатика – “наука об осуществляемой с помощью автоматических средств целесообразной обработке информации, рассматриваемой как представление знаний и сообщений в технической, экономической и социальной областях”. Эта точка зрения на информатику как науку была закреплена в 1978 г. Международным конгрессом в Японии.

В СССР это направление начало развиваться еще в 50-е гг. в рамках кибернетики, но как самостоятельная научная дисциплина признание получила в 1983 г. на сессии годичного Общего собрания АН СССР. В этом же году академик В.М. Глушков выпустил монографию “Основы безбумажной информатики”, в которой так же связал будущее науки с компьютерными технологиями. Многие ученые поддержали данную точку зрения (среди них назовем А.П. Александрова, Е.П. Велихова, А.А. Дородницына, А.П. Ершова, В.С. Михалевича).

В 90-е гг. на первый план выходит тенденция объединения научных и технических средств. Следует отметить, что появилась она достаточно давно и развивалась параллельно с развитием двух вышеизложенных направлений. Впервые определение информатики как “интегральной научной дисциплины” было предложено профессором Темниковым Ф.Б. в 1963 г. Сифоров В.И., Абрамов Ю.Ф. отстаивали эту точку зрения в 70-е гг. Речь идет об информатике как комплексной научной и технической дисциплине, в составе которой выделяются теоретический и практический аспекты (в Западной англоязычной науке эти аспекты получили название “informatics” и “computer science”). Проиллюстрировать развитие данной точки зрения можно, указав на активное формирование большого количества отраслевых информатик, в определении которых присутствуют теоретические и прикладные аспекты (для примера можно упомянуть историческую, правовую, музейную, промышленную информатики, обладающие соответствующими учебниками).

В США обобщающая концепция получила название информационной науки (information science) и начала формироваться в 80-е гг., а в начале 90-х гг. она становится актуальной по всей Европе. Информационную науку можно определить как междисциплинарную область знаний о различных формах проявления информации, информационных потоках, процессах и системах, о распространении информации в обществе, а также о психологических и социальных последствиях этих явлений и процессов.

В настоящее время продолжает активно использоваться понимание информатики как инфраструктуры, отражающей вопросы использования компьютеров в практической деятельности. На волне подобного отношения к информатике формируется понятие специальной информатики, представляющей собой разработку и изучение специальных прикладных программ, предназначенных для выполнения конкретных действий по конкретным специальностям (информатика для секретаря-референта; информатика для делопроизводителя и т.д.).

Таким образом, в современной литературе применяется целый ряд определений информатики как науки. Кандидат технических наук В. Белошапка выделил несколько подходов к этому определению. Опираясь на его точку зрения, отметим следующие:

1. Информатика – это computer science. Основу такой информатики составляет в первую очередь – математика. Данный подход находит активное применение в технической литературе, а также в современной учебной и научно-популярной литературе.

2. Информатика – cognitiv science. Данная точка зрения получила свое развитие в связи с активизацией исследований в области изучения и создания искусственного интеллекта.

3. Информатика – новое название кибернетики.

4. Информатика – как фундаментальная обобщающая наука, в основе которой лежит синтез достижений множества различных наук: кибернетики, математики, семиотики, теории информации, психологии, лингвистики, документоведения и др.

Автор статьи, вслед за “Словарем по кибернетике” под редакцией В.С. Михалевича, понимает под информатикой комплекс научных и технических дисциплин, “изучающих информационные процессы и системы в социальной среде, их роль, методы построения, механизм воздействия на человеческую практику, усиление этого воздействия с помощью вычислительной техники”.

Hosted by uCoz